Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Один из первых шагов при организации и становлении любого предприятия – разработка сайта, который в дальнейшем должен стать веб-приложением или корпоративным сайтом. Веб-приложение позволяет решить большое количество задач компании: представление компании широкому кругу пользователей интернета, привлечение новых клиентов, автоматизация бизнес-процессов компании. Использование веб приложения позволяет обеспечить рост эффективности компании.
1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Организационная структура предприятия
ООО «ВГК НЕФТЕСЕРВИС» образована в 2019 году. Учредителями предприятия являются ООО «Восточная горнорудная компания» и ООО «Солнцевский угольный разрез». Основной вид деятельности – перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами. Дополнительные виды деятельности:
торговля розничная бензином и дизельным топливом в специализированных магазинах;
деятельность автомобильного грузового транспорта;
хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки;
транспортная обработка грузов.
На рисунке 2 приведена организационная структура предприятия.
Рисунок 1 – Организационная структура предприятия
Компанию возглавляет директор, которому подчиняются все подразделения. Основные задачи руководителя компании:
создание условий для успешного выполнения всеми сотрудниками своих должностных обязанностей;
представление интересов компании во внутренних и внешних отношениях;
эффективное распределение ресурсов, которое позволит успешно решать поставленные задачи;
разработка финансовой, организационной, кадровой и рыночной стратегий развития компании;
принятие управленческих решений, которые должны привести к повышению эффективности функционирования компании.
К основным функциям бухгалтерии относятся:
учет основных средств и материалов;
учет труда и расчет заработной платы всех сотрудников;
учет затрат по основному виду деятельности компании;
учет финансовой деятельности и операций со всеми денежными средствами;
Отдел кадров – подразделение, основная функция которого кадровый учет. Сотрудники отдела ведут кадровое делопроизводство и обеспечивают оформление трудовых отношений.
Основные функции отдела кадров:
подбор персонала необходимой квалификации на вакантные должности, который может быть внешним и внутренним;
выполнение оценки персонала;
проведение мероприятий для адаптации новых сотрудников на рабочих местах;
формирование штатного расписания;
внедрение в компании новых кадровых технологий, которые должны способствовать росту производительности труда;
ведение документооборота подразделения;
проведение мероприятий по повышению квалификации персонала компании.
Коммерческий отдел решает следующие задачи:
Осуществляет взаимодействие с контрагентами компании;
Контролирует выполнение услуг подразделениями компании;
Отслеживать выполнение договорных обязательств;
Занимаются продвижением услуг, использую для этого различные мероприятия, а именно выставки, ярмарки, тендеры;
Внедряет новые методики, технологии, способствующие продвижению услуг на рынке;
Разрабатывать меры по эффективному использованию ресурсов компании;
Анализирует конъюнктуру рынка на услуги, предоставляемые компанией;
Выполняет материальное и техническое снабжение компании
Информационно-технический отдел (ИТ-отдел) компании предназначен для решения следующих задач:
обеспечение работоспособности технических средств и программного обеспечения;
разработка, внедрение и сопровождение новых программных продуктов в структурных подразделениях компании;
оказание консультативной и методической помощи сотрудникам компании.
Основное назначение отдела логистики – управление транспортной и логистической инфраструктурой компании. Задачи этого подразделения:
оптимизация логистических процессов с целью сокращения расходов и повышения рентабельности;
совершенствование работы транспортного отдела;
контроль транспортных средств;
анализ и оптимизацию логистической инфраструктуры компании для повышения ее эффективности.
Транспортный отдел — подразделение, назначение которого планирование и организация перевозок транспортными средствами, обслуживанием транспорта контроль соблюдения безопасности дорожного движения. Предприятие владеет несколькими бензовозами, вместимость каждого – 44 м3. Каждый бензовоз делает 3 рейса в сутки. Каждый бензовоз расходует дизельное топливо в объёме ~0.43 литра на 1 км пути. Основной заказчик транспортных услуг ООО «Солнцевский угольный разрез» с участками добычи угля в г. Углегорск - "Южный 1" и "Южный 2".
Транспортный отдел включает диспетчерскую и гараж.
Сотрудники диспетчерской принимают заказы на доставку горючего, готовят задание для водителя, отслеживают движение транспортного средства с грузом, помогают водителю решать все возникающие вопросы в дороге, информируют водителя в пути. учитывать интервалы на отдых дальнобойщика и передавать ему всю сопутствующую информацию по поставке, во время передвижения. Работа диспетчера считается выполненной после того, как груз благополучно достиг пункта назначения.
Основные функции гаража:
содержание автотранспортных средств в надлежащем состоянии;
выпуск подвижного состава на линию согласно утвержденному графику в технически исправном состоянии;
осуществление контроля за соблюдением водителями правил технической эксплуатации автотранспортных средств и оказание им необходимой технической помощи на линии;
разработка и внедрение мероприятий, направленных на ликвидацию простоев, преждевременных возвратов автомобилей с линии из-за технических неисправностей;
анализ причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и нарушений водителями правил дорожного движения;
текущий ремонт оборудования гаража, автотранспортных средств.
1.2 Описание бизнес-процессов.
Назначение программа – создание оптимальной логистической структуры городского и пригородного автотранспортного сообщение Relog. Программа подойдет небольшим предприятиям, которые занимаются доставкой продуктов питания, воды, автозапчастей и др., автопарк которых не превышает 5 машин.
Axelot. WMS система. Экранная форма программного продукта представлена на рисунке 5.
Функциональные характеристики
автоматизация складских бизнес-процессов;
управление заявками и формирование рейсов;
учет автотранспортных средств и расхода горюче-смазочных материалов;
учет работы водителей;
контроль автотранспортного средства при выполнении перевозки.
Wialon. Система предназначена для выполнения GPS-мониторинга.
Программа основывается на использовании сервисов GPS/ГЛОНАСС-мониторинга и IoT.
Пользователи имеют возможность контролировать удаленные объекты, своевременно получать информацию о его состояниях, которая упрощает принятие управленческих решений.
Функции программы:
контроль передвижения автопарка по маршрутам,
контроль технического состояния автопарка;
мониторинг параметров машины;
распределение заданий, анализ состояния выполнения заданий;
учет и контроль состояния транспорта;
возможность интеграции с другими программными средствами, используемыми на предприятии.
«Умная логистика». Программный продукт относится к разряду СRM систем. Программа предназначена для транспортного предприятия и позволяет руководству контролировать работу менеджеров.
Функционал программы:
управление перевозками;
учет договоров;
управление рисками перевозок;
совершенствование электронного документооборота;
обеспечивает сохранность данных.
1.5 Определение требований к веб-приложению
Имеется компания ООО «ВГК Нефтесервис», которое осуществляет грузоперевозки специализированным транспортом горюче-смазочных продуктов. Предлагается разработать сайт, который будет с одной стороны поддерживать имидж предприятия, а с другой – автоматизировать процесс приема заказа и автоматизировать процесс подачи и обработки заказа.
Далее представлены требования к веб-сайту.
Веб-сайт необходим:
− во-первых, для предоставления маркетинговой информации по предприятию;
− во-вторых, для оформления заказа нефтепродуктов:
− в-третьих, обработка заказа, предшествующая его выполнению.
Вид автоматизируемой деятельности: автоматизация процесса заказа, выбор автомобиля для доставки, расчет маршрута, времени доставки.
Целями разработки веб-сайта являются:
– ускорить процесс обработки заказа;
– оптимизировать логистические операции;
– оптимизировать процессы хранения, поиска и обработки данных
– превратить информацию в более качественную.
Требования к структуре и функционированию веб-сайта.
Веб-сайт должно быть функционально разделен на подсистемы, что позволит ускорить процессы проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации веб-сайта.
Функциональные характеристики сайта:
Общедоступные функции:
– предоставление информации о предприятии;
– предоставление информации о предоставляемых услугах, включая их стоимость.
Функции заказчика:
– заказ горюче-смазочных материалов;
– отслеживание его выполнения;
Функции системного администратора:
− установление прав доступа к разделам сайта для категорий пользователей.
Функции менеджера отдела логистики:
− работа с БД – ввод, редактирование и сохранение данных в БД;
− выбор автомобиля для доставки;
− расчет маршрута;
− времени доставки;
− формирование документов для выполнения заказа;
− формирование итоговых отчетов о работе компании;
− получение отчетов по запросам.
Функции диспетчера:
− прием заказа;
− формирование документов по заказу (путевой лист, товарно-транспортная накладная);
− отслеживание выполнения заказа.
Пользователи системы:
системный администратор;
менеджер отдела логистики;
диспетчер.
Функции системного администратора:
контроль оборудования, сетей, баз данных;
обеспечение информационной безопасности системы;
обеспечение надежности системы.
Функции менеджера отдела логистики:
выбор автомобиля для доставки;
расчет маршрута и времени доставки.
Функции диспетчера:
подготовка документов для отправки машины;
контроль исполнения доставки.
Заказчик имеют возможность контролировать процесс выполнения заказа.
Показатели назначения. Сайт должен быть платформо-независимыми, функционировать в круглосуточном режиме. Должен обеспечивать удаленную работу менеджеров компании и заказчиков ГСМ.
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Обоснования необходимости разработки веб-приложения
Разработка веб-приложения для предприятия ООО «ВГК НЕФТЕСЕРВИС» имеет большое значение для развития предприятия.
Веб-сайт или самая простая версия веб-приложения по сути является лицом компании. При его наличии компания становится для партнеров и контрагентов безопасной, открытой компанией, которая заботится о своем имидже и которой нечего скрывать [5].
Все функции и данные веб-приложения доступны постоянно и в полном объеме.
Веб-приложение позволяет автоматизировать основные бизнес-процессы компании. В данном случае – это прием заказов на доставку ГСМ, составление плана перевозки с минимальной стоимостью, формирование документов для выполнения заказа.
Веб-приложение обеспечивает эффективное взаимодействие с заказчиками на всех этапах выполнения заказа.
Разработка веб-приложения позволит
привлечь новую целевую аудиторию, благодаря неограниченному трафику;
усовершенствовать основные бизнес-процессы компании.
Следствием этого станет совершенствование бизнес-процессов и рост прибыли предприятия.
2.2 Функциональные характеристики информационной системы
Для представления функциональных характеристик информационной системы построены диаграммы в нотации IDEF0, которая входит в состав программного продукта Ramus.
Контекстная диаграмма системы представлена на рисунке 8. Главный процесс имеет название «Функционирование ИС «Логистика».
Рисунок 8 – Контекстная диаграмма функциональной подсистемы
Для процесса определены входные и выходные данные, механизмы и управляющая информация. Входная информация для системы:
информация для сайта, включающая новости, объявления, мультимедийную информацию;
сведения об услугах предприятия – о доставке горюче-смазочных материалов, аренде бензовозов;
сведения о транспортных средствах, которые имеются у предприятия и используются для выполнения услуг;
сведения о сотрудниках предприятия (водители бензовозов, диспетчеры, менеджеры);
заказы на поставку горюче-смазочных материалов;
сведения о заказчиках – организациях, предприятиях, которым требуется доставка горюче-смазочных материалов;
справочная информация (расстояния между пунктами хранения и доставки, справочная информация по спецтехнике, услугам).
Выходная информация для процесса:
контент сайта – вся общедоступная информация сайта;
путевой лист, который является сопроводительным документом при выполнении доставки горюче-смазочных материалов, содержит сведения о транспортном средстве, о водителе, пункте отправки и прибытия, о дате и времени убытия и прибытия и др.;
ТТН в соответствии с которой выполняется отгрузка и сдача заказчику горюче-смазочных материалов;
отчеты о работе предприятия и отчеты по запросам пользователей.
Управляющая информация для системы:
Законодательство РФ в сфере предоставления услуг, взаимодействия с заказчиками;
правила перевозки горюче-смазочных материалов.
Механизм для процесса – пользователи системы, в качестве которых выступают:
заказчики, сотрудники предприятия;
системный администратор, который следит за правильностью функционирования всех компонентов сайта, БД,
Декомпозиция процесса, представленного на контекстной диаграмме, приведена на рисунке 9.
Далее требуется построить график доставки ГСМ в пункты доставки.
Первый шаг – выявление свободных бензовозов. Для этого необходимо сделать выборку бензовозов, для которых нет незаполненных до конца путевых листов, т.е. таких путевых листов, в которых поле «ВремяВ» осталось незаполненным. В результате будет образована промежуточная таблица 9, в которой сформированы данные по бензовозам, участвующим в выполнении заказов. Количество выполненных рейсов. Эта таблица содержит время выезда и время окончания рейса, количество выполненных рейсов.
Время выезда и время окончания рейса хранится только для последнего рейса. Продолжительность рейса учитывает время загрузки и выгрузки топлива. Количество рейсов, которое может выполнить бензовоз за день равно трем. Время отправления первого рейса для всех бензовозов одинаковое, соответствует началу рабочего дня. Дальнейшее распределение транспортных средств по заказу может быть выполнено следующим образом. Для выполнения очередного заказа выбирается бензовоз, у которого время окончания рейса минимальное. В график добавляется новый рейс, для бензовоза рассчитывается новое время отправления и окончание рейса, количество рейсов увеличивается на 1. Это действие выполняется, пока не будут выполнены все заказы. В случае если все бензовозы выполнили по три рейса, а заказы не выполнены, выполнение заказов переносится на следующий день. Блок-схема данного алгоритма приведена на рисунках 11, 12.
Для учета срочности заказа необходимо вначале выбрать все заказы с пометкой «очень срочно», затем заказы с пометкой «срочно», а затем рассмотреть обычные заказы.
2.4 Проектирование информационного обеспечения ИС
Набор сущностей для веб-приложения включает:
«ТранспортноеСредство» – сведения о транспортных средствах;
«Заказчик» – сведения о предприятиях, заказчиках нефтепродуктов;
«Заказ» – сведения о заказах нефтепродуктов;
«СостояниеЗаказа» – сведения о выполнении заказов;
«Нефтепродукт» – сведения о нефтепродуктах;
«Пункт» – сведения о пунктах доставки и загрузки;
«Хранение» – сведения о запасах нефтепродуктов в пунктах загрузки;
«Сотрудник» – сведения о сотрудниках.
«Должность» – справочник должностей предприятия;
«Договор» – сведения о заключенных договорах на доставку нефтепродуктов;
«ПутевойЛист» – сведения о путевых листах, сопровождающих рейсы бензовозов.
На рисунке 13 приведена концептуально-инфологическая модель БД
Рисунок 13 – Концептуально-инфологическая модель БД
На этапе логического проектирования выполняется построение логической модели, которая представляется в форме ЗНФ.
На этапе инфологического проектирования между сущностями установлены связи, которые на этапе логического проектирования должны быть представлены посредством ключевых полей. При реализации связи «один-ко-многим» в дочерней сущности или в зависимой сущности должен появиться внешний ключ со свойствами первичного ключа родительской сущности. Основной вид связи для разработанной модели «один-ко-многим» На рисунках 14 и 15 приведен процесс разрешения связи «ТранспортноеСредство – ПутевойЛист». В результате образуется два отношения. Второе отношение «ПутевойЛист» включает внешний ключ «ИдКодТС». Свойства этого внешнего ключа совпадают со свойствами первичного ключа сущности «ТранспортноеСредство».
3 РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1 Разработка БД веб-приложения
Для разработки сайта и БД необходимо подключить панель управления локального сервера XAMPP, вид которой приведен на рисунке 20.
3.2 Разработка компонентов веб-приложения
Создание шаблона страниц. Для разработки страниц использовался язык гипертекстовой разметки HTML, таблицы стилей CSS, блокнот Notepad++. Все страницы, кроме главной имеют одинаковую структуру. Типовые информационные и навигационные элементы страницы:
− шапка сайта;
− меню;
− боковое поле;
− основное поле контент;
− подвал.
Шапка сайта должна содержать основное меню, информацию о назначении сайта. Основное меню должно располагаться в верхней части шапки.
Боковое поле должно располагаться в левой части окна и содержать меню, тематически связанное с текущим разделом, новостной блок и блок для объявлений.
Основное поле контента должно располагаться справа от бокового меню. В этом поле отображается основное содержание раздела, например, это блоки с информацией об услугах предприятия.
В подвале веб-страниц должна располагаться контактная информация.
Стилевое оформление материалов и их элементов должно быть единым для всех страниц веб-сайта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении работы получены следующие результаты.
Выполнен анализ предметной области, а именно построена организационная структура предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. MySQL. Справочник по языку: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 432 с.
2. Алексеев, А.С. Введение в Web-дизайн. Учебное пособие. [Текст]/А.С.Алексеев. — М.: ДМК Пресс, 2019. — 184 c.
3. Аткинсон, Л. MySQL. Библиотека профессионала/ Л. Аткинсон. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2002. – 619 с.
4. Бенкен, Е. PHP, MySQL, XML. Программирование для Интернета / Е. Бенкен. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 352 c.
5. Васильев, В.В. Практикум по WЕВ-технологиям [Текст]/В.В. Васильев. – М.: ФОРУМ, 2013. – 416 с.
6. Веллинг Л., Томсон Л. MySQL: Учебное пособие: Пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2005. – 304 с.
7. Веллинг, Л. Разработка веб-приложений с помощью PHP и MySQL / Люк Веллинг , Лора Томсон. - М.: Вильямс, 2013. - 848 c.
8. Вендров, А. М. CASE–технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А. М. Вендеров. – СПБ. : Питер, 2003. –258 с.
9. Гарретт Джесс. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия [Текст]/ Гарретт Джесс. — М.: Символ-Плюс, 2020. — 285 c.
10. Гарсиа–Молина, Г. Системы баз данных: полный курс / Г. Гарсиа –Молина, Д. Д. Ульмон, Д. Уидом. – М. : Вильямс, 2008. – 1088 с.
11. Голицына, О. Л. Информационные системы : учеб. пособие : рек. УМО/ О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, И. И. Попов. – М. : Форум:Инфра – М, 2009. – 496 с.
12. Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов. [Текст]/ Д. Дакетт. — М.: Эксмо, 2019. — 480 c.
13. Дейт, К. Дж. Введение в системы баз данных / К. Дж. Дейт. – Киев : Вильямс, 2010. – 846 с.
14. Дронов, Владимир РНР 5/6, MySQL 5/6 и Dreamweaver CS4. Разработка интерактивных Web-сайтов / Владимир Дронов. - М.: БХВ-Петербург, 2017. - 544 c.
15. Емельянова, Н. З. Проектирование информационных систем : Учебное пособие / Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. – М. : Форум, 2013. – 432 c.
16. Климов, Александр JavaScript на примерах / Александр Климов. - М.: БХВ-Петербург, 2019. - 135 c.
17. Колисниченко, Денис PHP и MySQL. Разработка Web-приложений / Денис Колисниченко. - М.: БХВ-Петербург, 2013. - 560 c.
18. Макфарланд, Дэвид JavaScript. Подробное руководство / Дэвид Макфарланд. - М.: Эксмо, 2020. - 608 c.
19. Малков О. Б., Белимова Е. В. Проектирование баз данных с использованием CASE-технологии: Метод. указания. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 48 с.
20. Малков О.Б., Гегечкори Е.Т. Базы данных: Методические указания к выполнению лабораторных работ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 112 с.
21. Мардан Азат, React быстро [Текст]/ Азат Мардан. – СПБ.:Manning. 2020. – 471 с.
22. Самоучитель MySQL 5 / М. В. Кузнецов, И. В. Симдянов – СПб: БХВ-Петербург, 2007. – 560 с.
23. Стефанов, С. React.js. Быстрый старт [Текст]/Стоян Стефанов. – СПБ.: Питер, 2016. – 381 с.
24. Штефен, Вальтер Создание приложений для Windows 8 с использованием HTML5 и JavaScript / Вальтер Штефен. - М.: ДМК Пресс, 2020. - 181 c.